Написание статей для размещения в Web имеет несколько существенных отличий от написания статей для печатных СМИ. Большинство авторов, пишущих информативные материалы, как для Интернета, так и для печатных СМИ, имеют собственный стиль. Это сказывается и на используемой в написании статей лексике, и на структуре предложений, и, в общем и целом, и на методике подачи материала.
Если автор пишет материалы для Интернета, то это накладывает некоторые ограничения на стиль и форму его изложения в случае, если написание статьи имеет целью её прочтение максимально большим количеством заинтересованной аудитории, что и является основной задачей при написании рекламной статьи или информационного сообщения.
По статистике восприятие информации с экрана компьютера приблизительно на 30% хуже, чем такой же информации, но в печатном виде. Кроме того, интерактивная среда заставляет пользователя постоянно реагировать на визуальные стимуляторы, к коим можно отнести и элементы дизайна, и ссылки в гипертексте. Перенасыщенность такими элементами, равно как и их недостаток воспринимаются одинаково плохо – в случае недостатка таких элементов растёт информативность, но вместе с тем создаётся впечатление «массива информации», что является хорошим стимулом для прочтения материала до конца лишь в очень немногих случаях, связанных как раз с акцентированием на информации. А что делать в случае, если написание статьи связано с целями рассказать о чём бы то ни было, не вдаваясь в детальное описание?
В таком случае, без каких либо визуальных указателей не обойтись – мы привыкли к перекрёстным заголовкам, подписям к картинкам, и.т.д. Всё это позволяет людям лучше ориентироваться в тексте, и в конечном итоге лучше понять написанное. В статьях, написанных для Web, такими элементами могут служить как элементы дизайна, ориентированные на восприятие читателем текста, так и некоторые правила, которые весьма желательно применять при написании статей для Web.
Самое интересное, что эти правила были выработаны много и много лет назад. Давно замечено, что авторы бестселлеров употребляют простые слова и короткие предложения. Так же ценилось и грамотное разбиение текста – в замечательной книге «Техника оформления газеты» 1956 года издания дан совет авторам информационных материалов делить текст на абзацы длиной не более 30-50 слов и максимально пользоваться возможностями структурировать текст – использовать нумерованные списки, подписи к иллюстрациям как элементы информационного содержания и.т.д. В самом деле, эти правила проверены практикой. Надо лишь сделать несколько уточнений, связанных со спецификой написания статей для Интернета:
- Делайте абзацы разной длины, если ваш текст требует прокрутки. При этом рассчитывайте на минимальное разрешение, при котором будет просматриваться ресурс, для которого пишется материал. Так глазу гораздо легче ориентироваться в тексте.
- Постарайтесь сделать так, чтобы основной смысл написанной статьи был бы понятен с первых же строк, а в дальнейшем изложении шло бы лишь раскрытие основной идеи.
- Не забывайте про особенности концентрации внимания у пользователя – у него почти всегда есть возможность найти альтернативный материал на нужную тему. Поэтому стремитесь к лаконичности.
- Выделяйте каким либо образом ключевые слова, передающие идею материала. Это требование даже не оптимизации под поисковые машины, а простого удобства.
- Будьте грамотными, ведь Интернет ничем не хуже авторитетной газеты или журнала с громким именем. Быть грамотным, по сути, значит быть вежливым. Это знак уважения к Вашим читателям.
Как видно, написание статей для Web имеет свою специфику, и, зачастую грамотно написанная статья становится «всенародной». Надо быть готовым к самому неприятному при написании статей для Интернета – к их полной незащищённости с точки зрения авторского права. К сожалению, многие считают, что статья, написанная для Интернета, по определению принадлежит всем. Это далеко и далеко не так, и никак не освобождает Вас от, по крайней мере, моральной ответственности. У каждой статьи есть свой автор. Помните об этом!
|