Статья построена на личных наблюдениях автора. Поэтому у читателя никто не
отнимет права считать её субъективной.
Суть теории
Что происходит? Происходит процесс разделения профессий. Специалист знает всё
больше и больше о всё меньшем и меньшем. С каждым годом к качеству знаний
интернет-работников сеть предъявляет более высокие требования.
Научно-технический прогресс, социальные перемены, экономические процессы бегут
настолько быстро, что человек не всегда способен дать точное определение тому,
чем он занимается в интернете и как называется его профессия. Каждые два-три
года в интернете происходят качественные перемены. Они связаны с появлением
новых технологий, рождением новых концепций, идей и знаний. Сеть начинает
нуждаться в современных кадрах.
Явление
Возникновение новых специализаций — это полезно для общества, потому что это
— лекарство от дилетантов. Наконец-то наступило то время, когда мастера на все
руки упали в цене. Если 4 года назад сайт из трех страниц, не кривя душой, мог
себе позволить сделать один труженник, то сегодня ради такого удовольствия
приходиться кликать на группу специалистов: дизайнеров, технологов,
иллюстраторов, кодеров, редакторов, аниматоров, верстальщиков и прочих. Знания
каждого такого специалиста сводятся к уровню «нуль—единичка». Иллюстратор или
умеет выводить цифру, или — нет, flash-технолог или владеет технологией, или —
нет. Даже самой малой возможности для существования третьего варианта нет.
Вообще, зарождение новой профессии — самый простой и естественный процесс в
мире. Сначала появляется предмет, которым можно управлять, а затем, как водится,
находятся люди (или их сами находят), которые им хотят и умеют управлять. Так
например, сначала человечество научилось производить расчеты через интернет,
затем оно же стало выращивать e-комерсантов. Возможно, нельзя однозначно
ответить на вопрос, кто появился раньше — сапожник или сапоги (автор терпеть не
может философию, поэтому дальнейшему развитию мысли воспрепятствовал).
Аппетит голодных критиков можно удовлетворить наглядным примером. Взглянем
изнутри на эволюцию, через которую прошла конкретная специальность. 1995 — год,
когда количество сайтов в российском интернете можно прировнять к количеству
лыжных баз в Южной Африке. В то время можно было говорить о существовании одной
основной интернет-специальности — «веб-мастер».
Подчеркнутый адрес — один из немногих (возможно, единственный), по которому в
1999 году возможно было «связаться с Яндексом». Посетителя сегодняшних сайтов
такой адрес (тем более, если он единственный для связи с организацией) может
поставить в тупик или даже напугать. Что это? По этому адресу готовы рассмотреть
моё резюме, добавить ссылку в каталог или объяснить, почему индекс цитирования
моего сайта равен минус пяти? Непонятно. За 6 лет ситуация изменилась. Теперь,
если вы, например, хотите приобрести товар в Яндекс.Маркете, но по каким-то
неустановленным причинам сделать этого не можете — немедленно жалуйтесь в службу
поддержки; хотите устроиться на работу — строчите в администрацию; желаете
написать о Яндексе — обращайтесь в пресс-службу; хотите стать рекламным
партнером Яндекса — респондируйте в рекламный отдел. Важно понимать, что это не
только отделы с интересными названиями и задачами, а что это десятки людей и
профессий, которые стоят за каждым таким отделом — рекламистов и бухгалтеров,
дизайнеров и технологов, менеджеров и юристов.
Вот например, неполный перечень профессий, в которых нуждается Яндекс сегодня
(http://company.yandex.ru/inside/job/index.xml):
Специалист по качеству и автоматическому тестированию
Программист cкриптов на Perl и shell
Разработчик специализированных поисков
C++ разработчик коммуникационных сервисов
Разработчик систем статистики
Java-разработчик коммуникационных сервисов
Java-разработчик системы планирования
Разработчик по внедрению больших распределённых систем
С++ разработчик Яндекс.Маркета
Oracle DBA
DHTML верстальщик
XSLT верстальщик
Контент-менеджер
Практически ни одно из названий приведенных в списке профессий не было
знакомо людям 10 лет назад. Раньше за все эти направления (или правильней
сказать, тогда ещё — концепции), составляющие деятельность сегодняшних
специалистов, отвечал «веб-мастер». Что это за выдающаяся личность такая?
Вот:
Разработал программный код сайта
Разработал дизайн сайта
Наполнил сайт информацией
Разместил сайт в интернете
Кроме того, веб-мастер:
Занимается раскруткой сайта;
Предлагает обмениваться ссылками с другими сайтами;
Занимается поисковой оптимизацией;
Является редактором сайта;
Решает вопросы размещения рекламы на сайте;
Отвечает за технические аспекты работы сайта;
Ведет политику сайта.
Именно из-за множества задач выражения «профессиональный веб-мастер» не
существует в природе. Тот, кто называет себя веб-мастером сегодня, причисляется
к разряду любителей сразу же.
Причина
У среднего (по IQ) человека памяти и вычислительных способностей меньше, чем
у компьютера. Поэтому человеческого ресурса не хватает на то, чтобы владеть
несколькими профессиями одновременно. Вот и приходится выдумать всё новые и
новые, и перекладывать часть знаний одной профессии на другую. Как в больнице:
есть врачи-педиатры, стоматологи, терапевты, хирурги, окулисты, дерматологи и
прочие. Нет врача, у которого в кармане припасена панацея.
Будущее
Нет будущего у непрофессионалов. У общества рвота от непрофессионалов. Оно
ищет даже самую малую возможность, чтобы разделить профессию на две. Становится
в два раза меньше шансов, что за работу возьмётся дилетант. Беспрерывная
эволюция интернета приведёт к тому, что вскоре (через 2-3 года) школьники и
студенты будут лишены надежды на заработок в сети. Нужно выбирать тему и
специализироваться уже сегодня, чтобы не остаться без работы завтра. Сеть любит
узких специалистов.
Мораль теории:
Если один-единственный человек берет на себя ответственность за строительство
здания, сохранение мира во всем мире или создание сайта, он либо очень одарённый
человек, либо — дилетант (второе оказывается чаще).