Термин «Веб 2.0» становится общеупотребительным не только среди специалистов, но и среди широкой публики. Уже не десятки, а сотни сайтов причисляют себя к «вебу следующего поколения».
Веб 2.0 — это новое поколение веб-приложений. Рядовые пользователи, далекие от мира высоких технологий, и раньше чувствовали некий новый эффект, когда заходили на сайты вроде Google Maps или Flickr. Сейчас они узнали, как это называется — Веб 2.0. О новой сетевой моде начала писать даже популярная неспециализированная пресса, например, вот статья в San Francisco Chronicle.
Сайты нового поколения гораздо более интерактивны, динамичны и удобны в использовании: «Мы перешли от статичного контента интернет-магазинов к сайтам, которые делятся информацией и сотрудничают друг с другом как никогда раньше», — говорит Кевин Роуз, основатель инновационного новостного сервиса Digg. «Может быть, Веб 2.0 помогает людям осознать истинный потенциал интернета, хотя Сеть была рядом с нами все время», — вторит коллеге Чад Харли, сооснователь другого инновационного сервиса YouTube для обмена видеофайлами.
Оба эти сайта — Digg и YouTube — демонстрируют феноменальный рост популярности в последнее время. Они на своем примере показывают, насколько могут быть успешными сайты поколения Веб 2.0.
Сайты Веб 2.0 привлекают к себе много внимания. Недоброжелатели упрекают их в том, что мода на Веб 2.0 — всего лишь маркетинговый прием. Мол, использование этого термина позволяет выдать старые идеи за новые, чтобы привлечь венчурных инвесторов. «Это почти как во времена бума доткомов, — говорит Брэдли Хоровитц (Bradley Horowitz), директор по технологическому развитию Yahoo, — если в названии вашей компании случайно есть .com, то оценка возрастает в десять раз. Теперь, если у вас фотообменный сайт — ну и что? Но если у вас фотообменный сайт Веб 2.0 — о вас начинают говорить».
В конце концов, многие технологии Веба 2.0 широко используются уже много лет без всякого шума. Например, интерактивная система рейтингов eBay, которая позволяет покупателям выставить оценки каждому продавцу. Или система читательских отзывов в книжном магазине Amazon.com, которая учитывает мнения читателей со схожими интересами. О том, как давно используется JavaScript (основа Ajax), нечего и говорить.
На самом деле термин Веб 2.0 был введен в обращение пару лет назад с легкой руки Тима О’Рейли в процессе подготовки очередной интернет-конференции (компания O’Reilly Media занимается, в том числе, проведением технологических конференций). В своей программной статье «Что такое Веб 2.0» Тим О’Рейли сформулировал основные принципы, по которым существуют веб-сервисы нового поколения.
Сейчас в стартапы Веб 2.0 инвестируются сотни миллионов долларов, а ситуация на венчурном рынке напоминает вторую волну бума доткомов. В некоторых нишах, например, новости, фото или видео, между собой конкурируют с десяток сайтов «нового поколения». Очевидно, только немногие из них смогут выжить.